Психологическая экспертиза (судебно-психологическая экспертиза) – род судебных экспертиз, направленных на установление обстоятельств (фактов) путем исследования психологических особенностей личности, характера и закономерностей психической деятельности лица, особенностей психологического воздействия коммуникативных средств.
Цели производства психологической экспертизы:
В гражданских делах:
- Установить сделкоспособность лица (имеется в виду способность понимать, какие значения имеют совершаемые действия и контролировать их в ходе осуществления операции), а также его дееспособность.
- Проанализировать отношения между детьми и родителями (имеет важное значение при рассмотрении дел, в рамках которых определяется место, где будет в дальнейшем жить ребенок, право одного из родителей участвовать в воспитании малыша и пр.).
- Выяснить, нанесен моральный ущерб или нет.
- Разрешение иных спорных ситуаций, которые подразумевают установление присущих лицу индивидуально-психологических особенностей.
- Установить сделкоспособность лица (имеется в виду способность понимать, какие значения имеют совершаемые действия и контролировать их в ходе осуществления операции), а также его дееспособность.
В рамках уголовных дел:
- Определить психологические качества обвиняемого: состояние, в котором находится его эмоциональная сфера, характерные особенности психики, способность к даче показаний, возможность нести ответственность за совершенный поступок и т.д.
- Установить психологические качества потерпевшего: возможность осознавать суть и характер противоправных действий, которые были совершены в его отношении, определить, находится ли он беспомощном состоянии, нанесен ли ущерб его здоровью и т.д.
- Констатировать психологическое состояние лиц, выступающих в качестве свидетелей: в состоянии ли они давать показания, участвовать в судебно-следственных мероприятиях.
- В случае, когда экспертиза осуществляется в рамках расследования по факту смерти, цель заключается в том, чтобы определить, мог ли человек перед смертью пребывать в таком психическом состоянии, которое и спровоцировало самоубийство, и какими причинами оно вызвано.
В качестве объекта исследования может выступать обследуемое лицо (подэкспертный), а также любые материалы, в которых отражена психическая деятельность человека, включая:
- медицинские документы (выписки из психиатрических, наркологических и иных стационаров;
- заключения предшествующих экспертиз (при наличии);
- протоколы допросов и следственных действий;
- характеристики личности (с места жительства / работы / учебы), послужные списки;
- оригинал или копию материалов уголовного / гражданского / административного дела (протоколы следственных экспериментов, показания свидетелей и близких родственников, допросы обвиняемого /свидетелей / потерпевшего и т.д.);
- дневниковые записи, рисунки, предсмертные записки, переписки в социальных сетях и иные продукты деятельности, имеющие значение для исследования; фото и видеозаписи; авторские произведения; устную речь.
В зависимости от конкретной категории дела, по которому проводится экспертиза, необходимые материалы могут отличаться. Перечень материалов и документов в случае необходимости могут дополнительно запрашиваться у суда в ходе проведения экспертизы (исследования).
Вопросы разрешаемые в ходе производства экспертизы (исследования):
Для выявления дееспособности и сделкоспособности:
- Беря во внимание состояние психического здоровья подэкспертного и обозначенные обстоятельства заключения сделки (указывается конкретная сделка), проанализировать способность испытуемого полностью осознавать смысл своих действий и те правовые последствия, которые могут возникнуть в результате?
- Обладает ли испытуемый свойством повышенной внушаемости?
- Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого существенно повлияли на его поведение в конкретной ситуации?
- Присутствуют ли признаки того, что подэкспертный во время заключения сделки находился в измененном психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и управлять ими?
Для исследования детско-родительских отношений (при определении того места, где ребенок будет проживать постоянно, и определении степени участия родителей в воспитании ребенка):
- В чем заключаются индивидуально-психологические особенности ребенка? Каким образом определяется уровень его психического развития?
- Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка и особенности его психического развития?
- Каково действительное отношение матери и отца к ребенку?
- Каково действительное отношение ребенка к обоим родителям (другому воспитателю)?
- Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (другого воспитателя) на психологический уровень и специфику психического развития ребенка?
- Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психического развития ребенка, если учитывать особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенности ребенка и родителей, особенности сложившихся между ними отношений, привязанностей, системы ценностей и отношений родителей, стиля воспитания?
Для исследования детско-родительских отношений (при установлении усыновления или удочерения):
- Каково состояние индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей испытуемого?
- Каким является истинное отношение испытуемого к родителям, занимающимся его воспитанием? Каковы особенности восприятия ребенком данных родителей?
- Каковы взаимоотношения данного ребенка с другими детьми в этой семье? В чем особенности их психологической привязанности?
- В чем особенности психологической ситуации жизни ребенка в этой семье?
- Каковы психологические перспективы жизни ребенка в «альтернативной» семье?
Для выявления факта причинения морального вреда:
- Имеются ли у ФИО признаки негативных переживаний (нравственных страданий) в связи с (обстоятельства)? Если имеются, то в чем конкретно они выражены, какова степень их глубины, стойкости и интенсивности?
- Имеются ли изменения психического благополучия ФИО в результате (обстоятельства)? Если да, то имеется ли причинно-следственная связь между (обстоятельствами) и последующим психологическим состоянием ФИО? Имеются ли неблагоприятные последствия в данный момент?
- Какие индивидуально-психологические особенности имеются у ФИО, и каким образом они могли повлиять на эмоциональное состояние (глубину нравственных страданий) лица в связи с (обстоятельства)?
Для проведения экспертизы личности обвиняемого:
- Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, эмоционально-волевые, характерологические, мотивационные и иные), оказавшие существенное влияние на его поведение в исследуемой ситуации?
Для проведения психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых:
- Присутствуют ли у испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не имеющие отношения к психическому расстройству? Если да, то в чем конкретно они находят свое выражение?
- Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемого, особенности возраста, а также определенные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что испытуемый был в состоянии в полной мере осознавать фактический характер и смысл своих действий и управлять ими?
- Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, способные повлиять в значительной степени на специфику его поведения в конкретной ситуации?
Нужна консультация или запись на экспертизу?
Позвоните нам по телефону +7 (977) 178-43-41
Отправьте запрос на электронную почту
expert-ano@mail.ru
Мы работаем по всей России и рады помочь Вам!